ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ФЕОДОРА, ЕПИСКОПА ПЕРЕСЛАВСКОГО И УГЛИЧСКОГО •






РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ ЯРОСЛАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ ПЕРЕСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ  ГОРОД ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ДУХОВНАЯ МУДРОСТЬ




Господь почивает в простых сердцах. Где нет простоты, там одна пустота.
Прп. Амвросий Оптинский

НОВОСТИ

КАЛЕНДАРЬ

Толковый Словарь

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Часто случается так, что человек впервые попавший в Церковь сталкивается с казалось бы непреодолимым препятствием. Он ничего не понимает не только во время богослужения, но и зачастую разговор некоторых прихожан бывает переполнен разными "неизвестными" словами. Человек берет в руки молитвослов и сталкивается с той же проблемой... И он подходит к батюшке (в лучшем случае) или заходит на какой-нибудь форум в Интернете, где всегда найдутся те, "кто знает все" и с готовностью объяснят. Вопрос в том, кто эти люди и каков уровень их знаний и воцерковленности. К священнику же можно и нужно подходить со своими вопросами, но эти вопросы должны быть несколько другого плана. Батюшка может помочь разобраться в трудном вопросе, но этот вопрос все же подразумевает знание некоторых основ. И если возможно получить эти ответы из толкового словаря, то желательно сначала воспользоваться им, а уже потом, если возникнут затруднения, обязательно попросить растолковать сложные моменты.
Со временем у человека, старающегося посещать богослужения и много читающего, достаточно часто возникает другая проблема. Ему может показаться, что он уже достаточно хорошо все знает, все слова, обороты и термины знакомы и понятны, более того, он охотно начинает объяснять что-либо людям, только что пришедшим в Церковь. Хотя кто может поручиться, что эти знания точные? Вполне возможно, что они далеки от истины, искажены, неправильно поняты или вообще наполнены другим смыслом и духом. Кроме того, бывают и такие люди, которые уже десятки лет ходят в Церковь, но так и пребывают в плену грубых предрассудков, обрывочных и ошибочных знаний, что не мешает им учить других, тем самым распространяя суеверия и передавать "свое понимание Православия" окружающим.
Тем не менее, мы должны достаточно ясно представлять себе, что такое, например,  артос, агиасма, солея, парастас, епитрахиль или прокимен, кондак, антифон, седален, а также понимать значение таких  ныне неупотребляемых в языке слов, как  а’бие, го’ре, про’сти, у’бо, и многих других, которые встречаются во время богослужения, в молитвослове и церковной литературе. Кроме того, существует множество таких, казалось бы, знакомых и общеупотребительных слов, как, например, злачный, милый, позор, мышца, злоба, равнодушный, работа, рог, которые приобретают в церковном языке совсем другой смысл или же к современному добавляется иное дополнительное значение.
Для этого мы составили  толковый словарь. Он ни в коем случае не является полным и исчерпывающим, но мы со временем будем его постоянно добавлять, уточнять и корректировать.
Рекомендуем всем почаще сперва заглядывать в него в случае возникновения каких-либо вопросов образовательного характера.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Дополнительно:

• Полный церковно-славянский словарь - прот. Григорий Дьяченко; М.: "Отчий Дом", 2007.

• Библейская энциклопедия. — 3-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. — 768 с.