ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ФЕОДОРА, ЕПИСКОПА ПЕРЕСЛАВСКОГО И УГЛИЧСКОГО •






РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ ЯРОСЛАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ ПЕРЕСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ  ГОРОД ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ДУХОВНАЯ МУДРОСТЬ




Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
(Иак. 4:17)

НОВОСТИ

КАЛЕНДАРЬ

октябрь-ноябрь 2012

Батюшка, благословите! Есть одно известное житие, по-моему Пимена Великого ( но могу ошибаться - помню по памяти саму историю, а найти не удается), в котором описывается один удивительный случай - братия задает преподобному множество вопросов и обличает его в грехах, которые он, как им думалось и не совершал вовсе, - хотели так проверить, насколько он смренен. Спрашивали, например, "а ведь ты гордец, коих и свет не видывал?!" - он смиренно отвечал, что да, очень-очень горд..., " а ведь ты блудник?!" - "да, грешен и в этом грехе - постоянно блужу, окаянный" - отвечал со слезами старец...", и так далее, - комментаторы обычно объясняют это тем, что он находил в себе все корни этих грехов и каялся, хотя, конечно же, уже очень давно за ним никаких тяжких грехов никем замечено не было, - он был предельно скромен, молитвенник и т.д. А вот когда ему сказали - "Да ты же и Христа предаешь!" - он пламенно ответил, что "нет - вот Христа не предавал и не предаю"! Но вот различные грехи, в которых он только что каялся и сокрушался - разве это не есть предательство Христа. Ведь каждый раз когда мы грешим - мы вольно или невольно, пусть даже в мыслях, - предаем Спасителя. Батюшка разъясните, пожалуйста, это важно особенно сейчас в столь непростое время. Хочется понять - твердая вера в Христа все же перекрывает наши согрешения, пусть даже и невольные? Например, считается ведь, что человек пострадавший за Христа, проливший кровь, а в самом лучшем случае - пожертвовавший собой Христа ради, - то есть мученик, - минует все мытарства, и все его согрешения, пусть даже и самые тяжкие ( все - кроме ереси и раскола) не вменяются ему.
Михаил

Во-первых, это был не Пимен Великий, а авва Дорофей. А во-вторых, последним обличением было не предательство Христа, а уличение в ереси. "Ты еретик"- сказали ему. И вот на это авва Дорофей ответил: "Нет. Я не еретик. Блудник, гордец, сребролюбец- да, но не еретик". И это принципиальная разница. Осознание своей греховности - это одно. Участие в ереси - совсем другое. Это хула на Духа Святого. Этот грех не искупается даже мученической кровью.
 
Батюшка, благословите! Иоанн Златоуст сказал, что "испорченность души - причина болезней телесных", а как понять то, что многие люди, ведущие светлую жизнь, а и более того - даже преподобные как известно из жития их - страдали очень сильными недугами, подчас даже очень мучительными и неизличимыми. То есть часто это не зависело от тяжести грехов. У всех что ли души испорчены настолько, что нет у нас никаких шансов сохранить телесное здоровье?
Елена
 
Вспомните Евангельского слепорожденного. Ученики спросили у Христа: "Сам он согрешил или родители его?" На что Господь ответил, что ни он, ни родители его не согрешили, но чтобы на нем явилась слава Божия. Примерно так сказал.Все не так просто. Преподобный Амвросий Оптинский исцелял одним наложением рук, а сам маялся тяжким недугом. Тоже и Апостол Павел. Но им это попускалось для смирения. Болезнь в этом мире напоминает нам о греховном поражении мира, о том, что все мы связаны друг с другом. А вообще-то так оно и есть: испорченность души - причина болезней телесных. Просто иногда кто-то несет чужую испорченность, как Крест.  

Батюшка, добрый день! Благословите! Сегодня ( а именно 04.10.12) произошло весьма знаменательное событие ( по времени, кстати, совпало с осквернением нескольких Православных храмов в нашей столице). Священный Синод на своем заседении дал разрешение священнослужителям принимать участие в политической жизни страны.
Вот текст: 
"Священный Синод Русской православной церкви разрешил священникам принимать участие в выборах в органы государственной власти, сообщает Московская патриархия. В журнале заседания Синода отмечается, что священник вправе избираться, «когда нужно противостоять раскольническим или инконфессиональным силам, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с православной церковью». Список лиц определяется Синодом. Священный Синод РПЦ также отметил создание платформы для совместного действия с Римско-Католической церковью в области защиты традиционных христианских ценностей в Европе".
Мы знаем, что на это раньше был полный запрет. Чем этот запрет объяснялся - ведь нападки-то были и раньше - практически всегда, а было ли какое-нибудь трактование у Святых Отцов, и к чему может привести снятие этого запрета. "Создание платформы для совместного действия с Римско-Католической церковью " тоже вызывают некоторые сомнения. 
Сейчас все СМИ только это и обсуждают - тема дня. Многие комментарии - ужасны. Люди, толком вообще не разбирающиеся в вопросах веры, в религии, такое городят - лучше и не передавать, но сильно путают тех, кто не окреп, чего-то там сам не понимает или колеблется! Хотелось бы, чтобы это было разъяснено знающими людьми. Церковными. Большое спасибо!
р.Б.Павел
 
Нет ничего худого в том, что клирики Церкви снова будут принимать участие в общественной и политической жизни. Посмотрите на фотографии дореволюционные, где видны участники Государственных Дум. Там изрядное количество лиц в рясах. Это нормально. На Церковь, на христианские ценности  нападают. Церковь должна иметь возможность отстаивать свои идеалы. И если это не затрагивает принципиальных положений Православной веры, мы должны объединять свои силы и с католиками, и с протестантами. Американцы и англичане не помешали же нам разбить фашистскую Германию? Напротив. Так что, повторяю, не нужно бояться этого. Это нормальная реакция. 

Отец Андрей! Добрый вечер! Благословите. Читаю 94 Псалом и не понятно мне вот что. Там говорится, что Господь есть Бог великий и Царь над всеми богами. Как это понять, - почему еще присутствуют некоторые "боги", пусть и с маленькой буквы. Получается, что есть так сказать "Главный Бог" и какие-то второстепенные. Но, это, простите, уже язычество какое-то. А если считать, что эти "боги" - суть бесы, то тогда почему их все же так называют - "богами". Объясните, пожалуйста, Спаси Господи!
 Андрей
 
Не забывайте, Андрей, что Израиль жил в окружении народов языческих, исповедующих многобожие. И это многобожие частенько проникало и в недра самого израильского народа. Так что, с одной стороны, действительно, эти "боги", о которых идет речь, "суть бесы". А с другой - для удобопонимания они называются "боги". И сатана возомнил себя богом. И приспешники его. И первых людей соблазнял этим же: "Будете как боги". И псалмопевец Давид нам просто напоминает, что над всеми ангельскими и прочими чинами- Господь. И нет ничего в этом мире, что не подвластно Ему.
 
Батюшка Андрей! Доброго времени суток! Спасибо Вам большое за то что Вы делаете, - очень обрадовало то, что появилась рубрика "С Евангелием в руках". Хотелось бы уточнить, что имеется в виду, когда Господь указывает богатому юноше на то, что для Спасения нужно отдать имение, раздать имущество. Именно то, что нужно избавляться от богатства и имущества или на то, что отказываться нужно от того, к чему ты привязан, к чему тебя тянет? Что имеется в виду под этим "богатством"?
Павел
 
Во-первых, всякий Евангельский текст нужно воспринимать в контексте сказанного Христом. Он отнюдь не был революционером-социалистом. Среди людей, обращающихся с Ним, было немало богатых людей (тот же Иосиф из Аримафеи), но почему-то ничего подобного другим Господь не говорил, в отличие, например, от темы "фарисейства", которая идет сквозной через все Евангелия. Эти слова о богатстве сказаны конкретному юноше, который подошел ко Христу с конкретным вопросом: " что нужно сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную"? При этом юноша был убежден в своей абсолютной праведности. Он действительно соблюдал великое множество фарисейских предписаний... одним словом, жил в выдуманном им мире. И вот чтобы вывести его из опасного состояния, Христос предлагает ему, как бы говоря: сломай стены того искусственного мирка, который ты возвел вокруг себя, и ты увидешь, как много вокруг страдания и боли! Раздай имение, помоги нищим - и ты приобретешь Бога и вечную жизнь! Но юноша, как мы помним, испугался и отошел в великом смущении: слишком силен был в нем дух фарисейства. А вот кто имел правильный взгляд на мир, от того Христос не требовал таких жертв. Вспомним, Иосиф из Аримафеи был одним из немногих, кто в самые страшные часы дерзнул подойти к Пилату и просить у того Тело Иисуса. Он купил плащаницу, положил Христа в свой гроб, на большую сумму приобрел благовоний. Потом его за это отлучили от синедриона и с позором изгнали из Иерусалима вместе с Никодимом. Его богатство не помешало, как мы видим, сделать правильный выбор...
 
Отец Андрей! Благословите! Дело в следующем. На молитве перед иконой Спасителя неожиданно сам для себя сказал: "Господи Иисусе Христе, моли Бога о нас!" А можно ли так молиться, не грешно ли это? Ведь обычно так молятся Святым, а Господа нашего молят о Спасении. Но с другой стороны Он Сам молил Бога Отца о нас (как говорится в Евангелии). Можно ли так молиться или все же лучше держаться тех молитв, какие есть в молитвослове? Спаси Бог!
Михаил
 
Апостолы видели Христа в Его земной жизни в том состоянии, в котором не все и  не сразу  признали в Нем "Христа, Сына Бога живого". Его состояние было как бы прикровенно. А затем была смерть на Кресте, Воскресение и Вознесение на Небо, где Он сел одесную Бога-Отца. Так к какому Христу ты хочешь обращаться в молитве? К Тому, Который только еще шел к своему предназначению на земле, или к Тому, который его уже осуществил и достиг самой высшей точки? Ответ кажется мне очевидным... 
 
Батюшка Андрей, благословите. Скажите, почему на Литургиях которые Вы служите, не читается 33 Псалом? Во многих других храмах он обязательно читается, а иногда даже выдаются листы с текстом, чтобы его могли прочесть или даже пропеть все верующие. Спаси Господи!
    Елена
 
А у меня к Вам встречный вопрос: Вы приходите в храм на литургию или на 33-й псалом? Дело в том, что в богослужении есть песнопения и молитвы главные, есть второстепенные и вспомогательные. "Евхаристический канон" в Литургии является главной частью. А вот 33-й псалом - вспомогательной. Нужно понять логику его присутствия в конце службы. Читаем в служебнике: во время чтения псалма священник раздает молящимся Антидор. Эта практика раздачи Антидора, как известно, почти повсеместно утрачена. Те священники, которые сохранили чтение псалма, делают это для того, чтобы за время его чтения можно было потребить Святые Дары. А я Святые Дары потребляю в начале молебна или панихиды, которые почти всегда в моем храме следуют за Литургией. Что же до псалмов, то "Двадцатка" нашего прихода ежедневно вычитывает всю Псалтирь, а не только 33-й псалом. Впрочем, мне не трудно благословить чтение этого псалма в конце Литургии. Повторяю, это не принципиально.
 
Отче Андрей, благословите! Низкий Вам поклон, Спаси Вас Бог и Пресвятая Богородица! Проезжали Ваш храм - мы паломницы - очень у Вас благолепно, атмосфера молитвенная, душевная обстановка, помолились перед всеми иконами, поклонились Святым Мощам Великого Благоверного Князя Александра Невского. Хочу вот выяснить, какая икона находится у Вас в нише храма слева, что рядом с иконой Святому Василию Блаженному и Илие Пророку (она тоже в окладе)? Выяснить не удалось никак, к сожалению.... Помогай Вам Бог во всех Ваших начинаниях - ремонте Соборов, издательском деле (газета) и в Интернете (сайт Ваш). Все очень-очень понравилось - еще раз поклон и многая лета! Будем молиться о Вас!
р.Б. Анна
Вы говорите про икону, где изображены Алексей Человек Божий и Пророчица Анна. Так что Вы не напрасно обратили на нее внимание. Спасибо за добрые слова! Храни Вас Господь! 
 
Батюшка, сейчас в молитвословах часто печатаются тексты молитв, употребляемых на разные нужды. Как то: чтобы младенец спал ночами, при болезнях ног, глаз, зубов, если подавились костью и т.д. Каково Ваше мнение по этому поводу? Не уподобляемся ли мы магам и язычникам, которые читают различные заговоры на разные случаи жизни? Спаси Вас Господи!
Наталия
 
Это ужасно... В таком отношении ко святым присутствует потребительское отношение. Это недопустимо. Конечно, у человека в его земной жизни много скорбей, болезней и потребностей, но подгонять под эти потребности и даже болезни святых, как веерочек с образцами цвета губной помады - это чересчур... Это следствие нашего глубокого омирщвления. Тут недавно мне показали книжку "33 молитвы о деньгах". Что на это скажешь? Только вздохнешь... 
 
Отец Андрей, благословите! Прочитал в журнале обширное и довольно интересное интервью с Германом Стерлиговым. Потрясающим человеком показался, неординарным и Православным, но многие мнения, по-моему спорны, хотя очень со многим и согласен полностью. Если эта личность Вам знакома, как Вы относитесь к нему и тому, что он сейчас делает, каких позиций придерживается? Кстати, а не сектант ли он - больно уж все неоднозначно и прямолинейно? Или таким и нужно быть Православным, - придерживающимся буквы Евангелия, Святых Отцов и не идущим ни на какие компромиссы с обществом? Спаси Вас Бог!
 Олег
 
Боюсь выносить суждение о человеке малознакомом. То, что я читал о нем, излагалось человеком, который не скрывал своего отрицательного отношения к Православию. А в таких случаях я действую по правилу: кого ругает "Эхо Москвы" (и созвучные этому "эху"), тот мне интересен. Так что Стерлигов мне интересен. Нужно побольше узнать о нем.
 
Батюшка, благословите! Ваше отношение к ныне общеизвестной панк-группе с похабным названием известно, а вот как Вы относитесь к тому, что их теперь призвали всенародно покаяться на ТВ, да еще и на 1-ом канале? Что это и зачем? О каком покаянии вообще тут может идти речь, тем более о "всенародном" и "на ТВ" - это же скорее всего еще одна сатанинская акция - еще один хитрый ход в этой шахматной игре по расколу нашего народа, общества... Как вести себя нам, Православным, какие делать выводы? Поймал себя тут на мысли, что раз уж это случилось, значит это попустил Господь! Они же могли и просто не войти в Божий Храм, а ведь вошли и совершили то, что совершили...  Простите Христа ради. Спаси Вас Бог!
Михаил
 
В этой связи мне вспоминается один случай, произшедший в Ярославле не то в самом конце 70-х, не то в самом начале 80-х. Глубокой осенью группа молодых людей, среди которых был и мой сокурсник Кирилл Ш., захотела погреть руки у "Вечного огня". Руки-то они погрели, но уже через четверть часа примерно все дружно давали показания в подвале местного "Серого дома". Кирилл, будучи сынком известного в Ярославле папы, и дружил с такими же "мажорами", но никого из этих ребят крутые папы и дяди не спасли. Кирилла вышибли из нашего вуза, а потом и вовсе с парнем случилась какая-то болезнь, и он умер. Жалко, конечно, но вот что я думаю: это же даже не Москва была, а Ярославль! И не храм Христа Спасителя, а Обелиск павшим воинам! Как же поменялось наше общество! И о каком покаянии тут может идти речь? Дана команда. Бригады таких блудниц, опьяневшие от вседозволенности, рванутся рвать нашу веру и гадить в святыни. Готовьтесь. Но Бог поругаем не бывает. Все это попускается ради нас, ради нашей ревности, нашей веры.    
 
Батюшка, побродив по православным сайтам, с удивлением узнала, что оказывается, некоторых людей волнует вопрос, почему Церковные таинства Исповеди и Причастия нельзя принимать отдельно друг от друга. Другими словами, почему нельзя Причащаться без Исповеди. Привожу Вам дословный текст ( вопрос задал р.Б. Павел) , раскрывающий данную проблему:
- В начале Христианства исповедовались один единственный раз, именно в момент обращения от прошлой жизни греховной. И таким образом, в Церкви рождался новый человек. Потом, в эпоху гонений, когда некоторые отпали от веры, и потом обращались тоже через исповедь. Сейчас же такая исповедь нужна для согрешивших грехом смертным. А про "грех не к смерти" пишет Апостол, что достаточно помолиться о его прощении ( 1 Иоанна,5, 16). Как поступать причастникам советует апостол Павел ( 1 Кор, 28-29), а практика совмещать "Три в одном" развилась на Руси Святой не в лучший ее период, когда в церковь ходили 2 раза в год, а причащались и того реже. Тут уж без исповеди никак. Но сейчас-то, когда храмы открыты и батюшки адекватные есть, не пора ли вернуть все "с головы на ноги? "
Наталия
 
Всякая попытка наложить опыт древней Церкви на современность чревата выпаданием из действительности. Все дело в том, что Церковь не воспринимается как живой развивающийся организм, а воспринимается как какая-то абстрактная модель, а это неверно. Нужно воспринимать Церковь такой, какая она есть, с той сложившейся практикой богослужения и исполнения треб, какая она есть. А изменения в Церкви происходят, безусловно. Это, повторяю, живой организм. И от практики редкого причащения Церковь движется к практике причащения достаточно частого. Многие адекватные, как Вы пишите, отцы благословляют своих достаточно воцерковленных чад причащаться не реже раза в две недели, а то и еженедельно. Безусловно, это правильно и это нужно только приветствовать. Мы же, священники, причащаемся за каждой Литургией. И любой священник подтвердит, что каждое причастие питает и восстанавливает нас. Но как при такой частоте причастия исповедоваться? Нести замусоленный листочек с "греховной отпиской"? Это не нужно никому. Все понимают, что это формальность и пустая трата времени. Вот тут и уместно вспомнить 1-е послание Апостола Павла Коринфянам: "Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей" (11, 28) Но при этом не забывайте того, что Апостол сказал строчкой выше: "кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней". То есть, нужно быть очень внимательным к себе и при малейших вопросах обращаться к священнику. И благоговение хранить, конечно.   
 
Батюшка, отец Андрей, многая Вам лета и благоденствия Вам и Вашему приходу, желаю, чтобы Вы восстановили Соборы - это Богоугодное и важное дело! Вопрос мой такой. Вы знаете наверное такое учение есть, будто бы даже религия - Порфирия Иванова. Знаю, что христиане относятся к нему очень плохо, считают ересью. Так оно, с христианской точки зрения и есть - ведь Иванов говорил - "меня просите" ( а не Бога, Христа, Богородицу!), значит, был горд. Но вот какое дело получается - у меня есть хорошая знакомая, можно сказать мы даже подруги - она как раз и была последовательницей и муж ее, да и дети тоже, - вся семья. И не один год. Сразу скажу, - очень дружно жили и зла никому не творили, помогали нуждающимся и Иванов тоже к этому призывал. И вот они взяли и отказались от почитания Иванова-учителя в пользу Христа. Стали молиться, в храм ходить, посты держать, но уже не по-ивановски, а по-христиански. В храме и исповедуются и причащаются. А тут как-то раз смотрю, они как и раньше во дворе обливаются из ведер ледяной водой, а уже не лето. Спросила потом при случае мою подругу - ее Анна зовут, - говорю, Аня, опять за старое, а она, - да нет, ты что! - мы теперь обливаемся троекратно "Во имя Отца и Сына и Святого Духа" - и улыбается... Я вот и думаю, а не грешно ли это, - вдруг они из "ивановцев" в какую-то христианскую секту перешли, их ведь тоже множество... А вообще, не запрещено ли нам, христианам, вот так вот поступать, как они, - в смысле обливаться, а если можно, то какие молитвы читать? Спаси Вас Господи и Пресвятая Божия Матерь!
Елена Васильевна Сергеева

Спасибо, Елена Васильевна, на добром слове! Очень радостно, что Ваши знакомые оставили еретическое учение Парфирия Иванова и вернулись в Православие! Если они обливаются водой и при этом славят Господа, мне кажется, большой беды в этом нет. Люди поняли, что пользу своему организму они получали не от Иванова, а от Бога. Все встало на свои места. Лишь бы здоровье позволяло. Многие ведь Православные христиане тоже на Богоявление окунаются в лютый мороз в проруби, обливаются водой. Делают это с верой и Господь хранит. Хотя нет такого церковного последования "окунания на Богоявление Господне в прорубь". А какую молитву читать, когда на дворе -30, а перед тобой прорубь с ледяной водой? Наверное, такую же, как и перед тем, как прыгнуть из самолета в воздушную бездну с парашютом: "Господи, спаси!"